В Красноткацкой школе
празднование Дня Победы всегда проникнуто личным чувством, Согрето
памятью о земляках, ушедших на фронт; многие из них были почти
ровесниками нынешним старшеклассникам. Сберечь дорогие страницы истории
помогает школьный музей.
Здесь есть стенды, рассказывающие о местных
учителях, которых война заставила сменить преподавательскую указку на
боевое оружие. Есть материалы, повествующие о выпускниках, ушедших на
фронт, чьи способности и жизненные планы уравняло всепобеждающее
стремление защитить Родину от фашистских агрессоров. Посетив в
преддверии праздничной даты музейную экспозицию, ребята вновь
прикоснулись и к удивительной судьбе своих однокашников военной поры,
ставших первыми учениками знаменитой школы юнг Военно-Морского флота,
размещавшейся в годы войны на Соловецких островах в Белом море. Закончив
ускоренный курс обучения, юные ярославцы принимали участие в морских
сражениях Великой Отечественной войны. Особенный интерес вызовут
материалы, напрямую связанные с одним из них, а именно - статьи и
воспоминания Бориса Дмитриевича Московского, на долю которого в 40-е
годы выпало немало испытаний на суше и на море...
Находки школьных архивариусов
Фотографии Бориса Дмитриевича, а также книги с его мемуарами любовно
подбирались учениками Красноткацкой школы. Ведущую роль в устройстве
экспозиции, конечно же, сыграли педагоги. В первую очередь директор
школы Мария Петровна Мухина и учитель истории, заведующая школьным
музеем Анжелика Викторовна Вевель. Молодая преподавательница успешно
продолжает традиции музейной и краеведческой работы, заложенные
основателем музея, директором школы в 1965-74 г.г. Петром Яковлевичем
Лямуковым. Заслуженный учитель России, член районного совета ветеранов,
он и теперь - советом, порой личным вмешательством - помогает школьным
любителям истории. Получили развитие три направления деятельности:
научно-исследовательская, поисковая и экскурсионная.
Каждый из ребят выбирает свое. Музейные экспонаты систематизированы по
12 разделам. Очень интересны материалы, относящиеся к возникновению
фабрики “Красные ткачи” (она раньше называлась по имени владельца -
льноткацкой фабрикой Петра Алексеевича Сакина). Но, пожалуй, больше
трогают душу экспонаты, относящиеся непосредственно к школе, кстати,
основанной купцами Сакиными в 1900 году. Представлены: доска, парты,
учебники, которыми пользовались жадные до знаний “филиппки” тех времен.
В ряду раритетов некоторые посетители, возможно, впервые увидят прообраз
школьного портфеля - плетеную корзинку с откидывающейся крышкой, в
которой помещался стандартный набор: учебники, тетради и... краюха хлеба.
Дошли до нас и лица учителей Красноткацкой школы начала ХХ века. На
фотографиях точно переданы интеллигентность, безыскусная доброта учителя
Анатолия Михайловича Школина и преподавателя Закона Божия Василия
Григорьевича Ухтомского.
- Из двенадцати - два раздела постоянно обновляются, - говорит Анжелика
Викторовича. - Добавляются новые темы, но наряду с периодом основания
нашего учебного заведения неизменными остаются материалы о Великой
Отечественной войне. Этот период раскрывается через судьбы отдельных
людей, так или иначе связанных с Красноткацкой школой. Вот здесь, -
показывает она на стенд, - рассказывается о Борисе Алексеевиче Борисове,
который в 1941-42 г.г. являлся первым секретарем Севастопольского
горкома партии, занимая также пост председателя Комитета обороны этого
города-героя. А здесь перечислены основные вехи биографии Героя
Советского Союза Геннадия Гавриловича Конькова, именем которого названа
одна из улиц нашего поселка. А вот на этом стенде мы знакомим с
учителями, ушедшими на фронт: В.П.Бещевым, С.Д.Новожиловым,
А.Д.Новиковым, Ю.К.Соколовым, П.М.Чуваевым. Но и на подобном героическом
фоне материалы о Борисе Дмитриевиче Московском одни из самых
востребованных.
Жил парнишка фабричный
Когда началась война, Боре исполнилось 14 лет. Как вспоминает ветеран,
22 июня 1941 года он вместе со сверстниками занимался важными делами:
купался в Которосли, ходил на ходулях, играл в футбол. “А что еще могли
делать ребята из фабричного поселка?” - задаст он позже вполне
риторический вопрос. В апреле 1942 года Бориса приняли в комсомол.
Паренек заметно возмужал за год. Принимал участие в уборке урожая в
Карабихе, работал на строительстве оборонительных сооружений: заменял
приболевшую мать, работницу фабрики. В мае сдал экзамен за 7 класс, и
надо было решать, что делать дальше. Он подумывал о специальном
образовании, о профессии зоотехника: нравилось возиться со всякой
живностью. И тут поселок облетела весть: в поссовете записывают в юнги
ВМФ!!
Всего записалось 9 подростков: Володя Иванов, Коля Спрыгачев, Костя
Исаичев, Виталик Казаков, Володя Казаков, Володя Соколов, Сережа Огурцов,
Витя Сизов и Боря Московский. Сизова потом, уже из Архангельска, вернули
домой: подвело здоровье. Было собеседование в райкоме комсомола,
медицинская комиссия и, наконец, вручается призывная повестка из
военкомата. Перед отправкой выдали хлеб за весь месяц, большую часть он
оставил матери. Получая паек в магазине, радовался, а женщины в очереди,
не разделяя его настроение, украдкой смахивали слезы: некоторые уже
получили с фронта похоронки.
Обо всем этом Борис Дмитриевич написал в своих воспоминаниях “Море - это
люди на его берегу”, включенных в сборник “Море зовет смелых” о
юнгах-ярославцах, вышедший в Ярославле в издательстве “Верхняя Волга” в
2002 году. Этот сборник и еще книга “Соловецкая школа юнг
Военно-Морского флота (1942-1945 г.г.)”, увидевшая свет в Архангельске в
том же 2002 году (сюда вошел дневник Бориса Московского военной поры),
хранятся в школьном музее.
Непослушные ботинки
- У современных молодых людей успехом пользуются эпизоды воспоминаний,
где описывается первое знакомство будущего моряка с военным бытом, -
продолжает рассказ Анжелика Викторовна. - Внимательно слушают, часто
прерывая экскурсовода вопросами, когда, например, звучат строки, где
Московский живописует свою тогдашнюю неуклюжесть. Вот он, скажем, несет
в чайнике кипяток для товарищей и ... падает. Вот он поднимает ногу на
занятии по строевой подготовке, а ботинок остается на месте; затем
поднимается и он, но опуститься может и поперек хода. Тогда одна нога
цепляется за другую - и новобранец падает. Упрямство ботинка объясняется
просто: парень носит обувь 36-ого размера, ему же выдали башмаки 43-его
- вот и двигается несчастный по системе: шаг вперед - два назад...
Но все сложности и препятствия отступали перед верой ребят в
правильность выбранного пути. Первый выпуск школы юнг ВМФ оправдал
надежды командования.
Соперничество с будущим гигантом литературы
В школе юных моряков подобралось немало способных голов. Достаточно
сказать, что в число школьных друзей Московского входил будущий
известный писатель - маринист и знаток истории Отечества Валентин Пикуль.
Они даже соперничали друг с другом в учебе. Оба успевали на “отлично”,
и, по правилам, по окончании школы получили возможность выбирать для
службы флот и корабль. Специальность у Бориса была одной из самых
востребованных на флоте - рулевой-сигнальщик. Но учиться приходилось
вещам, порой весьма далеким от моря. Хотя учебный отряд Северного флота
базировался в бывшем Соловецком монастыре (где до войны помещался СЛОН -
Соловецкий лагерь особого назначения для контингента, нежелательного в
системе советской власти), курсанты строили себе помещения сами -
кубрики в виде землянок на 50 человек. Боря в строю оказался “на
шкентеле”, то есть в одной из последних шеренг... Однако малый рост не
стал помехой: в школе моряков уважали не столько за силу, сколько за
умения и сноровку. Там преподавали серьезные дисциплины: кораблевождение,
устройство корабля, сигнальное дело (на флажках и на прожекторе),
синоптику и метеорологию, морское дело, шлюпочное дело (практика летом
на веслах и на парусах). Море не пугало ребят. Свежий ветер был в
радость. Начальником школы они восхищались: капитан первого ранга
Николай Юрьевич Авраамов слыл легендарным моряком, прославившимся
мужеством еще в гражданскую войну. В Великую Отечественную он стал
начальником легендарной дороги жизни через Ладожское озеро. По его
учебнику “Морское дело” юнги познавали азы профессии моряка.
Жаркое лето 1943
Наступило лето 1943 года. Только что сданы выпускные экзамены. И вдруг
боевая тревога! Не учебная, настоящая. Командир батальона сообщил: “На
остров спустился немецкий парашютный десант. Всем батальоном идем в
атаку!” Оружие, правда, не выдали. Курсанты развернулись широким фронтом
и с криками, свистом двинулись в сторону берега. Потом оказалось, что
ловили не десантников, а экипаж подбитого под Архангельском
бомбардировщика. Заслышав рев семисот глоток, немецкие летчики скрылись
в южной части острова, где их перехватили вооруженные моряки. Вскоре
Борис оказался на линкоре “Севастополь” Черноморского флота - месте
своей службы: начиналась взрослая жизнь, полная тревог и опасностей.
Налеты немецкой авиации на базу кораблей в Поти были поначалу обычным
явлением. Потом немцев в небе потеснили, но война на море продолжалась.
Однажды ушел на задание и не вернулся торпедированный немецкой подводной
лодкой военный тральщик “Взрыв”, на котором служил друг Бориса Толя
Мельников...
Честь имею, господин Черчилль!
Во время Ялтинской конференции великих держав прибывших в
Севастопольскую бухту представителей США и Англии встречал линкор, на
котором служил Б.Московский. Пареньку-волжанину тогда часто приходилось
сходить на берег: в Севастополе он получал ежедневный прогноз погоды для
кораблей Черноморского флота. В тот исторический момент на улицах города
поджидало немало неожиданностей. Так, во время одного из походов в штаб
бравому матросу даже выпало отдавать честь британскому премьеру Черчиллю.
А при виде группы английских моряков, сопровождавших девушку, одетую в
военную форму, он проявил истинную галантность: не только
поприветствовал согласно уставу, но и поклонился, пробормотав несколько
выученных английских слов. Девушка, растаяв, улыбнулась. Позже
выяснилось, что представительницу прекрасного пола в офицерском мундире
звали принцесса Елизавета, и она - будущая королева Великобритании...
Десант в Японском море
Закончилась война с Германией. Однако до мирной жизни было еще далеко. 8
августа 1945 года Б.Московский получает назначение в десант, который
должен высадиться в корейском порту Сейсин, где находились японцы:
началась война с Японией. Вот как вспоминает Московский:
“Нас, несколько экипажей тральщиков, включили во второй эшелон десанта.
Шли Японским морем ночью. Слегка качало. Когда показался берег, стали
слышны взрывы, а затем и выстрелы. В Сейсине - бой. Необходимо захватить
стоящие в порту корабли. У причала находились в основном вспомогательные
суда: танкеры, транспорты и мелкие военные корабли. Наша команда должна
захватить танкер. Бой идет в стороне, хотя отдельные снаряды и мины
шлепаются в районе порта и на его акватории. Бросок - мы на танкере.
Здесь всего несколько человек - малорослых, перепуганных. Это корейцы,
которых оставили сторожить судно. Мы их отпустили. В тот же час вышли в
море, поскольку танкер был готов к плаванию. Через сутки будем во
Владивостоке”.
Маршруты в неизведанное
Он демобилизовался в марте 1950 г. Судьба отставного моряка и дальше
складывалась интересно. Он вернулся в Красные Ткачи, где поступил в
вечернюю школу рабочей молодежи. Был избран секретарем комитета
комсомола фабрики. С января 1952 года - секретарь Ярославского РК ВЛКСМ.
В сентябре 1953 года все резко меняет: поступает на
биолого-географический факультет Ярославского педагогического института.
С осени 1957 года он уже учитель географии в Красноткацкой школе.
Впрочем, для тех, кто его хорошо знал, ничего удивительного не случилось.
Когда Борис учился в Красноткацкой школе, учительница литературы
Алевтина Алексеевна Левина (позже она стала директором школы), бабушка
нынешней директрисы, беседовала с любознательным подростком по поводу
жизненных перспектив. “Тебе, Боря, надо продолжать учиться!” -
советовала опытный педагог. Эта мудрая женщина многое сделала для школы.
Именно после ее настойчивых обращений к ответственному работнику ЦК КПСС
Александру Николаевичу Яковлеву (впоследствии он проявил себя как
соратник М.С.Горбачева и занимал даже более важные посты), некогда
учившемуся в Красноткацкой школе, удалось значительно расширить учебные
помещения. Тогда, после вмешательства видного партийца, было построено
здание, являющееся на сегодня основным в школьном комплексе.
Едва ли не решающее влияние оказали советы и рекомендации Левиной на
судьбу Бориса. Еще будучи курсантом на Соловках, он записал в дневнике:
“Я интересуюсь историей. Историей Земли. Возникновением людей. И я изучу
это ( последняя фраза три раза подчеркнута. - Ред.)”. Научная и
преподавательская карьера бывшего юнги складывалась удачно. В 1959 году
он становится директором школы в Карабихе. Затем поступает в аспирантуру
при кафедре физической географии ЯГПИ. По окончании направляется в
Махачкалу старшим преподавателем Дагестанского педагогического института.
Там избирается деканом естественно-географического факультета. В 1968
году, после приглашения, возвращается в ЯГПИ в качестве доцента кафедры
физической географии, где проработал до 1994 г. До 1982 г. занимал
должность декана биолого-географического факультета.
Свою научную и общественную деятельность кандидат географических наук
Б.Д.Московский не оставлял до 1997 года, когда его не стало. Борис
Дмитриевич воспитал себе хорошую смену. Его сын, Сергей Борисович
Московский, является проректором заочного отделения Ярославского
педагогического университета. Настоящим помощником на жизненном пути
всегда была супруга - Екатерина Федоровна Московская. Такая вот
биография, которой можно позавидовать и сегодня - столько в ней простора,
свежего ветра и настоящей удачи.
В.СЫРЦОВ. |